Dwa do pięciu

i, взволнованная своей хлесткой нечаянной рифмой, закружилась по комнате и закричала пронзительно:
Твоя мама из дворян,
А отец из обезьян!
Твоя мама из дворян,
А отец из обезьян!
Так нежданно-негаданно у нее получился хореический стих, без которого подлинные дразнилки немыслимы.
Есть еще одно качество в экикиках трехлетних детей: все они проникнуты радостью. Они не знают ни вздохов, nam zejść. Это песни счастья, это высшее выражение того довольства собою и миром, которое так часто охватывает каждого здорового младенца. Какое счастье, что мне дали пику! Какое счастье, что мамакормитмоего братагрудой”! Какое счастье, что мой мыльный пузырь залетел в такую высоту!
Едва ли Фридрих Шиллер был так счастлив, сочиняя свой гимнК радости”, как был счастлив трехлетний Бубус, выкрикнувший в избытке блаженства:
С рынку бабушка пришла
И конфету принесла!
Это песни самоутверждения и бахвальства, без которых ребенокне ребенок, так как ему всегда необходима иллюзия, что он умнее, сильнее, храбрее других.
Никто никогда не бывает так самодоволен, как двухлетний младенец: он рад без конца восхищаться своими мнимыми удачами и качествами. Нужно было слышать, с какой надменностью произносил слово “ja” крохотный четырехлетний поэт, когда он дразнил свою сестру ее маленьким ростом:
Я-а больше тебя,
А ты меньше комара!
Самая веселая песня, какую я когда-либо слыхал от трехлетних поэтов, заключала в себе следующий текст:
bom, będę, тили, тили,
Нашу маму сократили.
bom, będę, тили, тили,
Нашу маму сократили.
pamiętam, я вернулся домой из Хельсинки в Куоккалу; дети мои выбежали мне навстречу и, прыгая, запели в упоении:
А нас обокрали!
А нас обокрали!
Для них это была нечаянная радость, и они удивились, что я не разделяю ее.
Таким образом, мы можем сказать, что среди стимулов, порождающих в детской душе киники, главную роль играет приятная новизна впечатлений. Новый человек. nowy, неслыханное слово. Новая, невиданная вещь. Внезапная перемена обстановки, даже перемена погоды.
Я никогда не забуду, как четырехлетнего украинца Валю поразил обломок утюга, внесенный зачем-то в квартиру. Этот обломок показался ему такой сенсационной новинкой, что сначала он выразил свое изумление так:
Тю! Половина утюга!
a następnie, уловив в этой прозаической фразе хорей, тотчас превратил ее в стих и выкрикнул с мягчайшим украинским акцентом:
А-га-га! Тю-га-га!
Половина утюга!
А-га-га! Тю-га-га!
Половина утюга!
Это была опять-таки песня нечаянной радости.
A więc, na przykład, экспромт Вики Ч. о неожиданном приезде отца:
Дримпампопи!
Римпампони!
Едет папа на вагоне,
Молодец паровоз
Хорошо его довез!
Отъезд больного отца в санаторий тоже может сделаться предметом веселых стихов:
Папа едет в Красный Вал
Поправляться наповал!
Но проходит еще два года, и в детских стихах появляются минорные звуки. Więc, пятилетняя Мура, осматривая подарки, полученные ею в день рождения, произнесла элегически:
Если б каждо воскресенье,
Было бы мое рожденье,
Было б хорошо!
и вздохнула о несовершенстве вселенной, где такие идеалы остаются мечтой.
По мере того как дети становятся старше, киники умирают в их поэзии, и дети постепенно усваивают новые формы стиха, не связанные с экстатической пляской.
На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу переходят от эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам.
Вначале создается переходная форма, где еще господствует прежний хорей и рифмованные строки все еще расположены рядом, но эти строки уже выходят за пределы двустиший, а их тема становится гораздо сложнее.
Шестилетняя Аня, узнав, что какого-то мальчика высекла сердитая тетка, воспела свою мать в таких стихах:
Мама умная была
И меня не посекла.
Ай люли, люли, люли,
Ты меня всегда люби,
Я теперь тебя люблю,
Не кап-риз-ни-ча-ю.
Это все еще экспромт, в ритме еще чувствуется некийэкстаз”, но стихи гораздо истовее, чем киники, i, punkt, втрое длиннее. Проходит еще полгода, и всяким экикикам конец. Стихи становятся нестройны и бесформенны, их ритмы начинают заметно хромать, потому что к этому времени ребенок утрачивает моторное ощущение стиха, и его импровизации выражают уже неэкстаз”, а чаще всего рассуждение, раздумье.
В этом отношении новый период детского стихотворства представляет собою высшую стадию по сравнению с предыдущим периодом, так что едва ли можно жалеть, что прогресс достигается ценою временного угасания чувства ритма.
tutaj, na przykład, какие непевучие стихи сочинил шестилетний Никита Толстой:
Некоторые люди нуждаются в молоке,
Но рыба в этом не нуждается.
Она плавает по реке.
Стихи резонерские. Их интонации подсказаны не песней, не пляской, а рассудочным, прозаическим говором.
Оттого-то в эту поруот пяти до десяти летдети так часто слагают белые, “свободные” poezja – без всякого определенного ритма:
Я видывал яблоко
В царском саду.
Ему не завидовал:
Ведь оно за решеткой,
Оно за решеткой.
Эта элегия девятилетнего Кесария В. есть, в сущности, поэтическое рассуждение о рабстве. Она очень грациозна, умна, но ее природа иная, чем в плясовых экикиках: “правильный” i “стройныйразмер только испортил бы ее интонации.
Такое же разрушениеправильнойформы наблюдается и в другой (тоже превосходной) элегии Кесария В.:
Между мрачными скалами
Одна сосенка растет
На берегу морском.
Она морю стон свой шлет:
“o, милые волны!
Вы ведрами льете соленую воду
На нежную кожу мою,
Мне больно, мне больно!
ty, милые волны, оставьте,
myśleć!”
Но волны не слушают стонов сосны.
Вначале поэт, oczywiście, пытался построить это стихотворение хореем, но уже на третьей строке перешел к свободному стиху, а на пятой отказался от рифмы.
Одно время я был склонен ошибочно думать, будто здесь наблюдается некий регресс в душевном развитии ребенка. С горечью я отмечал, że, чуть только ребенок оторвется от пляски и песни, его стихи почти всегда становятся дряблой нескладицей. Они уже не возникают экспромтом, i, przed, “сочиняются”, “выдумываются”, и мудрено ли, что в большинстве этих сочиненных стихов нередко отсутствует какой бы то ни было определенный напев или строй.
Мамочка, послушай стихотворение, которое я сочинил, – говорит интеллигентский ребенок, четырех с половиною лет, и декламирует такие стихи:
Поздно вечерком
В поле я остался,
Лошади наши не будут видеть,
Куда ехать. dobrze, что же? Я заеду, где одеяло
взять,
На холодной травке
Будем мы лежать*.
______________
* Э.И.Станчинская, Дневник матери. История развития современного ребенка от рождения до 7 roku, M. 1924, pp. 67.
Это не проза и не стихиэто хаос. Попробуйте прочитать их вслух, и вы увидите, что ребенок словно сразу оглох, сразу потерял чувство стиха, еще вчера поражавшее своей остротой.
Особенно огорчали меня стихи восьмилетокграмотных, благонравных детей, которые для сочинения стихов прилежно садятся с карандашом за бумагу и тем самым отрывают себя от каких бы то ни было ритмических действийот пляски и махания руками.
prawdziwe, у некоторых особо одаренных детей тяготение к музыке стиха, к его ритму сохраняется и в этот период, о чем свидетельствует, na przykład, в своейАвтобиографииАлександр Твардовский: приблизительно на восьмом году жизни он сочинил одно стихотворение, в котором, по выражению поэта, nie było “ни лада, ни ряда, – ничего от стиха”. “ale ja, – mówi, – отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание всего этогои лада, и ряда, и музыки, желание родить их на свет, и немедленно, – чувство, сопутствующее и доныне всякому замыслу”*.
______________
* А.Твардовский, Статьи и заметки о литературе, M. 1961, pp. 154.
Именно в тот период, когда ребенок не имеет ни малейшей возможности удовлетворить собственным творчеством своегорячее до сердцебиения желание лада и ряда”, он чаще всего удовлетворяет его чужими стихами, причем порою эти чужие стихи так интенсивно переживаются им, что он по душевной неопытности готов считать их автором себя.
– Babunia, – говорит восьмилетняя Вера, – запиши в тетрадь стихи:
Безмолвное море, лазурное море!
Но ведь это не твои стихи, это написал Жуковский.
– że… Только это и мои тожеПускай это будут и его стихи, и мои вместе!
Как же ты выучила эти стихи?
Говорю же я тебе, что я их не учила; я сама их сочинила. Ведь это же про Крым. Как же ты не понимаешь?
Вот типическое отношение восьмилетнего автора к творчеству его великих предшественников. Точно такой же случай сообщила мне Е.В.Гусева из Киева:
Однажды утром Светик проснулся с озабоченным видом и потребовал, чтобы я поскорее одела его.
Я хочу написать стихи, только не детские, а для больших
Светик сел к столу, взял карандаш и бумагу и задумался. Потом говорит:
– Wiesz, milczący, я напишу “Wychodzę sam na drodze”.
Но ведь это не твои стихи, а Лермонтова.
Так ведь Лермонтов умер, мамочка, пусть это будут теперь мои стихи”.
Назвать этих детей плагиаторами может, oczywiście, лишь тот, кто совершенно не знает детей.
jednak, такие случаи сравнительно редки. Чаще всего стремлениек ладу и рядувыражается у восьмилетних ребят подражанием.
В той же автобиографии Твардовского приводятся такие стихи, сочиненные им в этом возрасте:
Раз я позднею порой
Шел от Вознова домой.
Трусоват я был немного,
И страшна была дорога:
На лужайке меж ракит
Щупень старый был убит…*
______________
* А.Твардовский, Статьи и заметки о литературе, M. 1961, pp. 154.
Стихотворение написано под влиянием Пушкина: четыре строки поВурдалакуи две – przez “Шотландской песне” (“В чистом поле под ракитой богатырь лежит убитый”)*. Если даже такой самобытный поэт, как Твардовский, начал в детстве с подражательных стихов, что же сказать о тех детях, стихотворство которых есть явление временное, всецело обусловленное определенным периодом их духовного роста? Все ихтворчествов этот период сводится чаще всего к перепевам. На конкурс, устроенный Центральным домом художественного воспитания детей (w Moskwie), школьник Исидор Амшей прислал, na przykład, такие стихи, внушенныеТремя пальмами” Lermontow:
______________
* jednak, возможно, что рифмаракит” i “убитбыла внушена Твардовскому фольклором.
В песчаных степях кара-кумской земли
Три гордых шофера машину вели.
В печати не раз отмечалась эта склонность школьников ориентироваться в своем стихотворстве на знакомые литературные тексты. Педагог Пасхин приводит, na przykład, такие стихи, заимствованные учениками у классиков:
Еще в полях белеет снег
И грач не прилетал.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Wiosna! Как много в звуке этом…*
______________
* А.Пасхин, Школьные поэты. ЖурналИскусство в школе”, 1928, № 1, pp. 26. zobaczyć. такжеУчитель и школа”, 1914, № 3, pp. 16-31.
Детьми воспроизводятся не только чужие сюжеты, но и чужие ритмы. Więc, Вера Н., начитавшись и наслушавшись Некрасова, начала писать свои стихи некрасовским щемящим анапестом:
Не ходите гулять, мои детки,
Не губите сердечко мое!
Будьте добрыми, милые детки,
Пожалейте сердечко мое!
Перечитывая такие стихи, я еще нежнее вздыхал о моих любимых экикиках, которые рядом с этими виршами казались мне еще звонче и ярче.
V.. О СТИХОВОМ ВОСПИТАНИИ
Но потом я понял, что был не прав, осуждая стихотворения старших детей. Как бы ни были плохи эти тусклые строки, оторванные от жеста и пения, они являют собой высшую стадию в развитии ребенка именно потому, что они оторваны от жеста и пения.
До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт, и певец, и плясун одновременно, а теперь стихотворство впервые становится для него самостоятельной деятельностью, отделенной от всякого другого искусства.
Кончился период слияния поэзии с криками и топотом ног, началась эпоха дифференциации искусств, соответствующая более высокой культуре.
До этой поры всякий стих, произносимый ребенком, был лишь одним из элементов игры, а теперь онсамоценное целое. Как же ему не спотыкаться на первых порах!
jednak, он спотыкается далеко не всегда, потому что перерождение ритма не есть еще уничтожение ритма.
Вчитайтесь, na przykład, в такие строки четырехлетнего Адика Павлова:
Мы пойдем в лес,
Будем там собирать чернику, пьянику и грибы.
Мы пойдем в сад,
Будем рвать там вишни и цветы.
Мы пойдем на волю,
Будем гнать домой коров.
Мы пойдем на речку,
Будем купаться и сидеть на песке*.
______________
* А.Д.Павлова, Дневник матери, M.-L. 1924, pp. 102-105.
Эти стихи еще не оторвались от песни, но плясовых элементов у них уже нет никаких. И тем не менее в них слышится отчетливый внутренний ритм: недаром они разделены на параллельные двустишия.
Правильнымиже ритмами дети овладевают лишь на десятом году, а иные и позже. Вот какой сатирический (почти правильный) ямб сложила в старину девятилетняя школьница о своем ненавистном учителе:
Сидит мучительный,
Карандашом стучительный.
А другая сочинила такую элегию:
Экзамен,
Как камень.
На сердце упал
И долго-предолго
На месте лежал.
И ждет моя Нина, когда все пройдет,
Когда сдаст экзамен и камень спадет*.
______________
* А.Крученых, Собственные рассказы, стихи и песни детей, M. 1923, pp. 10.
Это очень четкий амфибрахий, выдержанный от первой строки до последней. ale, вообще говоря, организованная, вполне литературная форма появляется, как я заметил, лишь у детей двенадцатитринадцати лет, и только тогда, но не раньше, можно с некоторой долей вероятия определить, у кого из них есть поэтический дар.
Вот отрывок из поэмы одной – niewątpliwie, талантливой двенадцатилетней писательницы, воспевающей электрификацию деревни:
Повернула в хлеву выключатель,
Расплескался по стенам свет,
Удивленно коровы мычали,
Покосись на лампочку ГЭТ.
Стихи подражательные, ale, если бы в школе, где училась девочка, нашелся педагог, понимающий дело, поэтесса, może być, с большей легкостью выбилась бы на самостоятельный путь*.
______________
* Впоследствии так и случилось. Ныне она известный советский поэт Ольга Берггольц.
oczywiście, никто не требует, чтобы педагоги делали учеников стихотворцами, но они обязаны научить их подлинному восприятию стиха, развить у них умение наслаждаться чужими стихами.
Все это очень волнует меня, так как я принадлежу к числу тех чудаков, которые любят поэзию больше, чем всякое другое искусство, и знают на опыте несравненные радости, которые дает она тем, кто умеет наслаждаться ею.
Я давно уже с грустью слежу, как иные педагоги убивают в ребенке естественное чувство стихотворного ритма, которое, как мы видели, присуще ему в раннем детстве.
Многие даже не задумываются над тем, что если дети обучаются пению, слушанию музыки, ритмической гимнастике и проч., то тем более необходимо обучать их восприятию стихов, потому что детям, когда они станут постарше, предстоит принять огромное стиховое наследство от Пушкина, Lermontow, Niekrasowa, Фета, Тютчева, blok, Majakowski, Байрона, Гёте, Гюго. Но что сделают с этим наследством наследники, если их заблаговременно не научат им пользоваться? Неужели никому из них не суждена величайшая радость: читать, na przykład, “Медного всадника”, восхищаясь каждым ритмическим ходом, каждой паузой, каждым пиррихием? Неужели это счастье, столь услаждавшее нас, будет уже для них недоступно? Вправе ли мы эгоистически пользоваться этим счастьем одни, ни с кем не разделяя его? Не обязаны ли мы передать его детям?
Но что сделано педагогами нашими для стихового воспитания детей?
Где бы я ни очутился, ja, bezzwłocznie chwili, прямо с парохода или с поезда бежал к детворев детский сад или в детский дом и всюду видел столько настоящей и нежной заботы о детях, что весело было глядеть.
Но в этой бочке сладчайшего меда всегда была ложка дегтя. Покуда дети пели, plyasaly, играли, работали, я смотрел на них с великим удовольствием. Когда же они начинали читать мне стихи, которым их научили в школах или в детских домах, я нередко чувствовал себя истинным мучеником. Наряду с произведениями Твардовского, Маршака, Михалковаштампованные фразы, сумбурная ритмика, грошовые рифмы. Я готов был плакать от досады. Я говорил, że, приучая ребят к такой мертвечине, мы калечим их художественный вкус, искажаем их литературное развитие, внушаем им неряшливое отношение к слову, что вся эта труха затрудняет несчастным ребятам доступ к подлинным произведениям поэзии, – но многим педагогам моя писательская боль была чужда, так как эти отличные люди (такие полезные в других отношениях) лишены были словесной культуры. У них не было никакого мерила для оценки произведений поэзии.
Это глухонемые в опере. Они не могли бы отличить Баратынского от Надсона или, powiedzmy, Плещеева. Для них звучали одинаковым звуком и ямбы Барбье, и анапесты Некрасова, и стукотня халтуривших писак. Почти в каждом детском доме, в каждой школе я видел даровитых ребят, из которых при других обстоятельствах могли бы выработаться неплохие писатели, но их дарования глохли в тех антилитературных условиях, в которых они находились. “Исправления”, внесенные в их стихи педагогами, почти всегда ухудшали первоначальную версию.
До чего нечувствительны многие взрослые к ритмике детских речей, zeznaje, na przykład, такая запись в одной педагогической книжке:
Вове Г. (2 года и 4 месяца) сестра-воспитательница говорит, вводя его в спальню:
Тихонько, Вова, не шуми, потому что Яша спит.
Патянюсся Яся пит! Патянюсся Яся пит! Патянюсся Яся пит! – повторяет Вова шепотом и, уже уложенный в кроватку, шепчет это до тех пор, пока не засыпает. В данном случае новым для него явилось слово “ponieważ”, которое ему и нужно было заучить”*.
______________
* Л.В.Полежаева, Детская речь и развитие ее, M. 1927, pp. 19.
Факт любопытный, но объяснение факта неверное. Ребенок совсем не оттого повторял эти фразы, что ему хотелось зазубрить незнакомое слово. Он повторял их оттого, что в них был ритм, его излюбленный ритмхорей. И автор должен был печатать их не прозой, а стихами:
Патянюсся Яся пит!
Патянюсся Яся пит!
Патянюсся Яся пит!

Oceń to:
( Brak ocen )
Podziel się z przyjaciółmi:
Korney Czukowski
Zostaw odpowiedź