My Whitman

Walt Whitman was the idol of my youth.
He stood before me in all growth still 1901 year - sixty-eight years ago,. I bought for a quarter of his book at some sailors in the port of Odessa, and book immediately swallowed me whole head.
It was a giant book, detached from all the details of our life ant. I was shocked by the novelty of his conception of life and began to look with new eyes at all, around me, - the stars, women, on a blade of grass grass, on animals, the sea horizon, the whole of human life usage. All this came before me, lights up with millions of suns, against the backdrop of countless thousands of centuries.
In my youthful heart I found most sympathetic response and calls for ecstatic friendship, and his bright hymns equality, labor, democracy, and his joyous intoxication of its existence, and his daring speech in praise of the emancipation of the flesh, so frightened the then hypocrites.
Naturally, I wanted to attach to my uitmenianstvu the greatest possible number of people, and I began to bungle, helplessly translating those poems Whitman, that most excited me. Excerpts from those of my translations have appeared in a few years (1907 city) in my first book, devoted to Whitman and published in the edition of "Young Mug" (at St. Petersburg University). Translations were weak, Now I am ashamed and read them. But the book is that an excuse, she awoke in the Russian hot interest in Walt Whitman. This can be seen by the large number due to its newspaper and magazine reviews (in the "Field" magazine, "Russian Thought", "Conversation", in "Rus" newspaper, "Today", "Fellow" et al.).
Needless to say, that in a few years, feeling of guilt before Whitman, I began to translate it again, anew, closer to the original, not podslaschaya and decorating it. AT 1918 , the third edition of my book publishing A. M. Gorky "Sail". AT 1919 year - the fourth - the publisher of the Petrograd Soviet of Workers 'and Soldiers' Deputies (And with an afterword. AT. Lunacharskogo). Further editions of the book - in 1922, 1923, 1931, 1932, 1935 years. AT 1944 year book published tenth edition. Here Walt Whitman presented a much fuller, than in my other books about him.
More poems of Walt Whitman in two Russian collection "Leaves of Grass", published in Goslitizdat in 1953 and 1955 years. No doubt, that the time is nearing, when we have taken the academic complete edition of the works of the Bard overseas.
But the strange thing! - recently, leafing through the latest Russian edition of Walt Whitman, I, to his surprise, had seen, that they no longer feel in his poems of the magic, of "magnetism", that so enchanted the me, when I read their young eyes. Some even seemed boring.
Of course, great cognitive value of the most complete translation of the verses of the great poet of America, but, I hope, I just wish, Really, perfectly legal, - resurrected (for themselves and for the new generation of readers) Walt Whitman my youth, that is reproduced in this book, only those verses, What influenced me most of all in the fertile period of my life, when the human mind is most receptive to poetry. And everything else, then, that seemed alien and uninteresting, I decided not to include in this unassuming collection.
No scientific purposes in "My Whitman's" no. Poems are not distributed according to genre features, not in chronological order, and in the same order, in which they were received by me. Some texts are not entirely, and fragments - so, I read them then.
tell: This subjective approach, vkusovshtina. Still would! After all poems are written not later, to serve as the material for the various literary opus and pseudoscientific doctrines. Poets, creating their, dream of, to readers (mostly young) perceived them emotionally, with all my heart, finding in them a response of its own Dumas, to experience them subjectively, as the events of his own life.
That's what I took as a youth space poetry Whitman. The last thing she was to me the historical and literary phenomenon. Its main advantage for me was that, she gave me a new vision of how to, enriched my new - wide and joyful - a vision of the world. I hope so too, there will be readers, who perceive it the same way. And those readers, who want to explore the poetry of Walt Whitman in the literary and historical terms, I refer to the above collections 1953 and 1955 years.

His poetry

1

Now, when we conquer space, us with an extraordinary poetic power closer, all native becomes a great poet overseas, who felt and sang in the original verses boundless breadth of the universe.
his personality Here is the essence of. This is the source of his inspiration and literary wins.
To some extent, this is inherent in every sense of. Man lives in his inner life, and suddenly remembers, that our Earth is only a speck of dust in the Milky Way forever the streaming, that billions of kilometers and millions of centuries surround our lives worldwide and that the space, eg, those rays, who came to us from the stars of Hercules, We were dozens of thousands of years to sweep through the "fierce cold mezhduzvezdnyh voids", before we saw them. This "fierce frost mezhduzvezdnyh emptiness" felt by us only occasionally, when we read in the newspapers report about flying to the moon or Venus, or visit the planetarium, or find ourselves in the field, away from people, alone with "the midnight abyss":

Eh I rushed to the abyss of the midnight?
Ile hosts of stars swept me?
It seemed, if in the hand of the powerful
Above this abyss I hung.

(BUT. Fet)
But that person is feeling to visit for an hour, For a moment, and then depart and be forgotten, shielded by everyday zhiteyschinoy.
This feeling - for a new humanity, Animals did not know him. Owing to its biological novelty it had not yet firmly entrenched in the human psyche.
And Walt Whitman carried this feeling is always.
We do not know of another poet, which to an extent it would be imbued with a sense of infinite time and space. It was a living, real sense, constant companion all his thoughts. Any person, any very small thing, which met him on the road, he saw, so to speak, on the background of cosmic spaces. At the same background, and he perceived himself:

I only point, a floating atom in the desert worlds ...

That is why his poems are so often seem verses astronaut:

I visit the gardens and watch the planets, Do good fruit,
I look at quintillion quintillion ripe and unripe.

Characterized by his love for the astronomical figures - millions, kvintilionam, billions:

Trillions of springs and winters, we have long been exhausted,
But left we still have trillions, and further, and even trillions of ...
Millions of suns left we ...
That moment - she got to me after a billion other, it is better to have nothing ...

Million - unit of measure. Here he looks at you, but he does not see you, and the chain of your ancestors and descendants, in which you - a momentary link. Ask him, what time is it now, and he will answer: eternity. I have not met anyone, who have been so acutely aware of the variability, flow, beguchest things, who would have been so receptive to the eternal space dynamics.
astronomy, Celestial Mechanics is at the time of his youth Whitman has made tremendous progress in the Americas. The first observatory - Cincinnati, in Philadelphia, Cambridge - are built in the forties and fifties of the XIX century. Whitman loved astronomy from an early age almost more than all other sciences. Do celestial mechanics truth because often he turned to poetry?

There is not a moment stop, and can not be stopped,
If I, and you, and all the worlds, how much, and all, what
to them and under them, Again at this moment reduced to
pale fluid nebula, it would be
trifle with our long journey,
We would come back here again, where we are now!,
And here would go further, on and on ...
Several centuries quadrillion, several oktilenov
cubic miles will not delay this moment,
not make her hurry,
They - only a portion of, and all - only a portion of.

How far no see, for thy dalyu have given,
count, as much as you want, - countless years.

("Song of Myself")
Under the inspiration of these sensations, and he created his only book "Leaves of Grass".

Great thoughts of space and time is now overshadow me.
Them I will measure myself ...

Flowers in my hat - a product of a thousand centuries ...

("Song of Myself")
The more expensive it these flowers, he tangibly feels, what immensity embodied in them.
Aware himself involved in this eternal cycle of matter, he feels behind him millions of ages and an endless chain of prehistoric ancestors, starting with the simplest amoeba:

Long worked the universe, to create a me ...
vortices Mirow, circling, I wore my cradle ...
Stars themselves inferior to me a place ...
As long as I did not come out of the mother, generation guided my path,
My fetus in centuries not lazy, nothing could detain him.

("Song of Myself")
Such a lively sense of the cycle of matter could arise only in the middle of the XIX century, when world youth best of Old World and New World began to powerfully influence the latest discoveries of geology, Biochemistry, paleontology and other natural sciences, then experiencing rapid flowering. It is in this era of science put forward and substantiated the law of evolution as a single overarching principle of scientific comprehension of the world. Whitman with his lively sense of fluidity, variability of all existence could not be found in the evolutionary theories of support for their sense of space. The depth of these theories was not available to him, but their latitude was deeply sensed and understood them before the end of, for it here, as everywhere, first of all a poet latitude. Science fifties - sixties of the XIX century was opened a man immensely advanced space. Walt Whitman was the first great singer of this new space:

Ur positive sciences! long live exact experiments!
This - mathematician, the - geologist, he works with a scalpel.
gentlemen! you first bow and honor!

("Song of Myself")
His poem "This humus" is truly scientific poem, which is experienced emotionally and feel the chemical transformation of matter. If those scientists, which told the story about it in his books, - at least Justus Liebig, author of "chemical letters", and Jacob Moleschott, author of "Circle of Life", so popular in Russia at that time, - were endowed with poetic talent, they would have written this poem just so, as it is written by Whitman.
In this poem, he says about the millions of dead people, which for thousands of years the land is devouring the cemetery:

Where are you Deval these corpses, land?
These drunkards and gluttons fatty, dying from generation to generation?
Where are you Deval this rotten meat, that stinking muck?
Today, they can not see anywhere else, or, may be, I'm wrong?
So I spend my furrow plow, I'll go deep in the ground with a shovel and turn the top layer,
And underneath, I'm sure, will stinking meat.
Peer is in the land! consider it well!
May be, each grain of the earth was once a particle of the patient - and yet look!
Prairie covered with spring grass,
And silent explosions sprout beans on ridges,
And gentle bow lance, piercing the air, punched up.
And each branch apple dotted clusters kidney ...
And the summer green proud and innocent on these layers of dead.
what chemistry!

("This humus")
When you read these poems Whitman, clearly see, those popular-science books, which have had such a great influence on the ideology of our "thinking realists" of the sixties and first of all on their leader and mastermind Pisarev, were sufficiently well known author of "Leaves of Grass".
Sometimes even taste felt in his poems vulgar materialism of the Buchner "matter and energy", with which the novel Turgenev's Bazarov raznochinets tried to attach to the nihilism of old-Russian "feudal".
The idea that positive doctrine Walt Whitman moved to live sensations, often raising them to high ecstasies. This has left him quite naturally, as he was on his spiritual nature "cosmists". "The broad idea of ​​space and time" was a youth are inherent to it.
Cosmism Walt Whitman fed not only the evolutionary theories of natural sciences of the time, but equally, and perhaps, and more - the idealistic philosophy of Hegel, Schelling, Kant. It is also clearly heard in "Leaves of Grass" echoes of the sacred mystical books of ancient India and contemporary transcendental teachings of Carlyle and Emerson. Underestimate or to ignore these influences - then deviate from the truth. The impact of the impact on hundreds of pages. All the poetry of Whitman - from the first to the last word - is permeated with devout admiration before the divine harmony of the universe.
In a later preface to his poems he wrote,:
"With a joyful heart, I took the achievements of modern science, without hesitation, I became one of her most loyal supporters, but still, in my opinion, there are even higher ups, higher value - Immortal Soul Man ".
Persistently he repeated in "Leaves of Grass":

I swear, I finally understood the, that each item in the universe has immortal soul ...
Soul! it is ruled by the planet you,
Time is your brother and companion, you smile happily Death,
You fill up the whole expanse of the world's space.

("Cane")
Speaking of poetry Whitman, Soviet writer D. Mirsky, its profound expert and connoisseur, strongly rebelling against counterfeiters of the Poetry:
"Would, - he wrote, - grossly wrong to gloss over its anti-revolutionary and mystical moments ... Mystic Whitman sanction system quite clearly given in the fifth section of "Song of Myself" in the language, well-known to everyone, who is familiar with the writings of the classics of mysticism ".
Logically, these two worldviews, idealism and materialism, inconsistent, one excludes the other, but it lies in the fact paradoxical originality Whitman, he tries in all his poems intuitively, Logic is a synthesis of the two irreconcilable philosophical systems. Both helped him to express, at least in vague and obscure words, "Cosmic enthusiasm", inherent in it, regardless of any scientific and philosophical doctrines.

Rate:
( No ratings yet )
Share with your friends:
Korney Chukovsky
Add a comment

Уолт Уитмен был кумир моей молодости.
Он встал предо мною во весь рост еще в 1901 году — шестьдесят восемь лет тому назад. Я купил за четвертак его книгу у какого-то матроса в одесском порту, и книга сразу проглотила меня всего с головой.
Это была книга великана, отрешенного от всех мелочей нашего муравьиного быта. Я был потрясен новизною его восприятия жизни и стал новыми глазами глядеть на все, что окружало меня, — на звезды, на женщин, на былинки травы, на животных, на морской горизонт, на весь обиход человеческой жизни. Все это возникло предо мною, озаряемое миллионами солнц, на фоне бесчисленных тысяч веков.
В моем юношеском сердце нашли самый сочувственный отклик и его призывы к экстатической дружбе, и его светлые гимны равенству, труду, демократии, и его радостное опьянение своим бытием, и его дерзновенная речь во славу эмансипации плоти, так испугавшая тогдашних ханжей.
Естественно, мне захотелось приобщить к моему уитменианству возможно большее количество людей, и я стал неумело, беспомощно переводить те стихотворения Уитмена, которые больше всего взволновали меня. Отрывки из этих моих переводов появились через несколько лет (1907 г.) в моей первой книжке, посвященной Уитмену и напечатанной в издании «Кружка молодых» (при Петербургском университете). Переводы были слабы, и мне стыдно теперь перечитывать их. Но у книжки есть то оправдание, что она пробудила в России горячий интерес к Уолту Уитмену. Об этом можно судить по большому количеству вызванных ею газетно-журнальных рецензий (в журналах «Нива», «Русская мысль», «Беседа», в газетах «Русь», «Сегодня», «Товарищ» и др.).
Нужно ли говорить, что через несколько лет, чувствуя свою вину перед Уитменом, я стал переводить его снова, по-новому, ближе к подлиннику, не подслащая и не украшая его. В 1918 году вышло третье издание моей книжки в издательстве А. М. Горького «Парус». В 1919 году — четвертое — в издательстве Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов (с послесловием А. В. Луначарского). Дальнейшие издания книжки — в 1922, 1923, 1931, 1932, 1935 годах. В 1944 году книжка вышла десятым изданием. Здесь Уолт Уитмен представлен гораздо полнее, чем в других моих книжках о нем.
Еще больше стихов Уолта Уитмена в двух русских сборниках «Листья травы», вышедших в Гослитиздате в 1953 и 1955 годах. Не сомневаюсь, что близится время, когда у нас будет предпринято академическое полное издание сочинений заокеанского барда.
Но странное дело! — недавно, перелистывая новейшие русские издания Уолта Уитмена, я, к своему удивлению, увидел, что уже не чувствую в его стихотворениях той магии, того «магнетизма», которые так чаровали меня, когда я читал их молодыми глазами. Кое-что даже показалось мне скучным.
Конечно, велика познавательная ценность наиболее полного перевода стихов великого поэта Америки, но, надеюсь, мне простится желание, право же, совершенно законное, — воскресить (для себя и для нового поколения читателей) Уолта Уитмена моей молодости, то есть воспроизвести в этой книжке лишь такие стихи, какие воздействовали на меня сильнее всего в тот благодатный период моего бытия, когда человеческий ум наиболее восприимчив к поэзии. А все остальное, то, что казалось мне неинтересным и чуждым, я решил не включать в этот непритязательный сборник.
Никаких научных целей у «Моего Уитмена» нет. Стихи распределены не по жанровым признакам, не в хронологической последовательности, а в том самом порядке, в каком они были восприняты мною. Иные тексты даны не целиком, а фрагментами — именно так, как я прочитал их тогда.
Скажут: это субъективный подход, вкусовщина. Еще бы! Ведь стихи пишутся отнюдь не затем, чтобы служить материалом для тех или иных литературоведческих опусов и наукообразных доктрин. Поэты, создавая их, мечтают о том, чтобы читатели (главным образом юные) воспринимали их эмоционально, всем сердцем, находя в них отклик своим собственным думам, переживали бы их субъективно, как события своей собственной жизни.
Именно так и воспринял я в юности космическую поэзию Уитмена. Меньше всего она была для меня историко-литературным явлением. Главное ее достоинство для меня было в том, что она дала мне как бы новое зрение, обогатила меня новым — широким и радостным — видением мира. И я надеюсь, найдутся читатели, которые воспримут ее точно так же. А тех читателей, которые захотели бы изучить поэзию Уолта Уитмена в литературно-историческом плане, я могу отослать к вышеназванным сборникам 1953 и 1955 годов.

ЕГО ПОЭЗИЯ

1

Теперь, когда мы завоевываем космос, нам с необыкновенной поэтической силой все ближе, все роднее становится великий заокеанский поэт, который ощутил и воспел в самобытных стихах беспредельную широту мироздания.
Здесь самая суть его личности. Здесь источник его вдохновений и литературных побед.
В той или иной степени это чувство присуще каждому. Человек живет в своем узком быту и вдруг вспоминает, что наша Земля лишь пылинка в вечно струящемся Млечном Пути, что миллиарды километров и миллионы веков окружают нашу жизнь во всемирном пространстве и что, например, те лучи, которые дошли до нас от звезд Геркулеса, должны были десятки тысячелетий нестись сквозь «лютую стужу междузвездных пустот», прежде чем мы увидели их. Эта «лютая стужа междузвездных пустот» ощущается нами лишь изредка, когда мы прочитаем в газетах отчет о полетах на Луну или Венеру, или посетим планетарий, или очутимся в поле вдали от людей, наедине с «полунощной бездной»:

Я ль несся к бездне полунощной?
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

(А. Фет)
Но иного человека это чувство посетит на час, на мгновение, а потом отойдет и забудется, заслоненное повседневной житейщиной.
Чувство это — для человечества новое, животные совершенно не знают его. Вследствие биологической своей новизны оно не успело еще прочно укрепиться в человеческой психике.
А Уолт Уитмен носил это чувство всегда.
Мы не знаем другого поэта, который до такой степени был бы проникнут ощущением бесконечности времен и пространств. Это было живое, реальное чувство, постоянно сопутствовавшее всем его мыслям. Любого человека, любую самую малую вещь, какие встречались ему на пути, он видел, так сказать, на фоне космических просторов. На этом же фоне он воспринимал и себя самого:

Я лишь точка, лишь атом в плавучей пустыне миров…

Потому-то его стихи так часто кажутся стихами космонавта:

Я посещаю сады планет и смотрю, хороши ли плоды,
Я смотрю на квинтильоны созревших и квинтильоны незрелых.

Характерна его любовь к астрономическим цифрам — к миллионам, квинтильонам, миллиардам:

Триллионы весен и зим мы уже давно истощили,
Но в запасе у нас есть еще триллионы, и еще, и еще триллионы…
Миллионы солнц в запасе у нас…
Эта минута — она добралась до меня после миллиарда других, лучше ее нет ничего…

Миллион — единица его измерений. Вот он смотрит на вас, но видит не вас, а ту цепь ваших потомков и предков, в которой вы — минутное звено. Спросите у него, который час, и он ответит: вечность. Я еще не встречал никого, кто бы так остро ощущал изменчивость, текучесть, бегучесть вещей, кто был бы так восприимчив к извечной динамике космоса.
Астрономия, небесная механика именно в пору юности Уитмена сделала огромные успехи в Америке. Первые обсерватории — в Цинциннати, в Филадельфии, в Кембридже — строились именно в сороковых и пятидесятых годах XIX века. Уитмен смолоду любил астрономию чуть ли не больше всех прочих наук. Не потому ли истины небесной механики часто у него превращались в стихи?

Нет ни на миг остановки, и не может быть остановки,
Если бы я, и вы, и все миры, сколько есть, и всё, что
на них и под ними, снова в эту минуту свелись к
бледной текучей туманности, это была бы
безделица при нашем долгом пути,
Мы вернулись бы снова сюда, где мы стоим сейчас,
И отсюда пошли бы дальше, все дальше и дальше…
Несколько квадрильонов веков, несколько октильенов
кубических миль не задержат этой минуты,
не заставят ее торопиться,
Они — только часть, и все — только часть.

Как далеко ни смотри, за твоею далью есть дали,
Считай, сколько хочешь, — неисчислимы года.

(«Песня о себе»)
Под наитием таких ощущений и создавал он единственную свою книгу «Листья травы».

Великие мысли пространства и времени теперь осеняют меня.
Ими я буду себя измерять…

Цветы у меня на шляпе — порождение тысячи веков…

(«Песня о себе»)
Тем дороже ему эти цветы, что он осязательно чувствует, какие безмерности в них воплотились.
Сознавая и себя вовлеченным в этот вечный круговорот вещества, он чувствует у себя за спиной миллионы веков и бесконечную цепь доисторических предков, начиная с простейшей амебы:

Долго трудилась вселенная, чтобы создать меня…
Вихри миров, кружась, носили мою колыбель…
Сами звезды уступали мне место…
Покуда я не вышел из матери, поколения направляли мой путь,
Мой зародыш в веках не ленился, ничто не могло задержать его.

(«Песня о себе»)
Такое живое чувство круговорота материи могло возникнуть лишь в середине XIX века, когда на мировоззрение передовой молодежи Старого и Нового Света стали властно влиять новейшие открытия геологии, биохимии, палеонтологии и других естественных наук, переживавших тогда бурный расцвет. Именно в эту эпоху естественные науки выдвинули и обосновали закон эволюции как единственный всеобъемлющий принцип научного постижения мира. Уитмен с его живым ощущением текучести, изменчивости всего существующего не мог не найти в эволюционных теориях опоры для своих космических чувств. Глубина этих теорий оказалась недоступна ему, но их широта была прочувствована им до конца, ибо он и здесь, как везде, раньше всего поэт широты. Естественные науки пятидесятых — шестидесятых годов XIX века открыли человеку колоссально расширенный космос. Уолт Уитмен стал первым великим певцом этого нового космоса:

Ура позитивным наукам! да здравствуют точные опыты!
Этот — математик, тот — геолог, тот работает скальпелем.
Джентльмены! вам первый поклон и почет!

(«Песня о себе»)
Его поэма «Этот перегной» есть подлинно научная поэма, где эмоционально пережита и прочувствована химическая трансформация материи. Если бы те ученые, которые повествовали о ней в своих книгах, — хотя бы Юстус Либих, автор «Химических писем», и Яков Молешот, автор «Круговорота жизни», столь популярные и в тогдашней России, — были одарены поэтическим талантом, они написали бы эту поэму именно так, как она написана Уитменом.
В этой поэме он говорит о миллионах умерших людей, для которых в течение тысячелетий земля является всепожирающим кладбищем:

Куда же ты девала эти трупы, земля?
Этих пьяниц и жирных обжор, умиравших из рода в род?
Куда же ты девала это тухлое мясо, эту вонючую жижу?
Сегодня их не видно нигде, или, может быть, я ошибаюсь?
Вот я проведу борозду моим плугом, я глубоко войду в землю лопатой и переверну верхний пласт,
И под ним, я уверен, окажется смрадное мясо.
Вглядитесь же в эту землю! рассмотрите ее хорошо!
Может быть, каждая крупинка земли была когда-то частицей больного — и все же смотрите!
Прерии покрыты весенней травой,
И бесшумными взрывами всходят бобы на грядах,
И нежные копья лука, пронзая воздух, пробиваются вверх.
И каждая ветка яблонь усеяна гроздьями почек…
И летняя зелень горда и невинна над этими пластами умерших.
Какая химия!

(«Этот перегной»)
Когда читаешь подобные стихотворения Уитмена, ясно видишь, что те популярно-научные книги, которые оказали такое большое влияние на идеологию наших «мыслящих реалистов» шестидесятых годов и раньше всего на их вождя и вдохновителя Писарева, были достаточно известны автору «Листьев травы».
Иногда в его стихах чувствуется даже привкус вульгарного материализма той бюхнеровской «Материи и силы», при помощи которой в романе Тургенева разночинец Базаров пытался приобщить к нигилизму старосветских русских «феодалов».
Идеи этой позитивной доктрины Уолт Уитмен перевел в область живых ощущений, часто поднимая их до высоких экстазов. Это выходило у него совершенно естественно, так как он был по своей духовной природе «космистом». «Широкие мысли пространства и времени» были с юности органически присущи ему.
Космизм Уолта Уитмена питался не только эволюционными теориями естественных наук того времени, но в равной степени, а пожалуй, и больше — идеалистической философией Гегеля, Шеллинга, Канта. Так же явственно слышатся в «Листьях травы» отголоски священных мистических книг древней Индии и современных ему трансцендентных учений Карлейля и Эмерсона. Преуменьшать или замалчивать эти влияния — значит сильно отклоняться от истины. Влияния эти сказываются на сотнях страниц. Вся поэзия Уитмена — от первого до последнего слова — проникнута благоговейным восторгом перед божественной гармонией вселенной.
В одном из поздних предисловий к своим стихам он писал:
«С радостным сердцем я принял достижения Современной Науки, без малейших колебаний я стал одним из ее самых лояльных приверженцев, и все же, по моему убеждению, существуют еще более высокие взлеты, более высокая ценность — Бессмертная Душа Человеческая».
Настойчиво повторял он в «Листьях травы»:

Клянусь, я постиг наконец, что каждая вещь в мироздании обладает бессмертной душой…
Душа! это ты управляешь планетами,
Время твой собрат и товарищ, ты радостно улыбаешься Смерти,
Ты заполняешь собою всю ширь мирового простора.

(«Тростник»)
Говоря о поэзии Уитмена, советский литератор Д. Мирский, глубокий ее знаток и ценитель, горячо восстает против фальсификаторов этой поэзии:
«Было бы, — пишет он, — грубо неправильно замалчивать ее антиреволюционные и мистические моменты… Мистическая санкция системы Уитмена с полной ясностью дана в пятом разделе „Песни о себе“ на языке, хорошо известном всякому, кто знаком с писаниями классиков мистики».
Логически эти оба мировоззрения, идеализм и материализм, несовместимы, одно исключает другое, но в том и состоит парадоксальное своеобразие Уитмена, что во всех своих стихах он пытается интуитивно, вне логики дать синтез обеих непримиримых философских систем. Обе помогли ему выразить, хотя бы в смутных и туманных словах, «космический энтузиазм», присущий ему независимо от всяких научных и философских доктрин.




Все стихи (содержание по алфавиту)
Поделитесь:
Группа ВКонтакте: