Translate to:

FIRST

I

Is youth really Gorky was so painful? When you read his book "Childhood", it seems, you read about prison: so there fights, zubotychin, Kill. Thieves and murderers surrounded his cradle, and, right, not their fault, if he did not go their way. They zealously devoted child all the secrets of his craft - hooliganism, ozorstva, mutilation. Accuse them of negligence can not be: The course was a systematic and comprehensive, visual - teaching method. The boy showed every day mangled skull and fractured cheekbone. he showed, in the woman's head to drive sharp iron rods, how to get into a blind finger-hot incandescent thimble; as a cudgel to maim his own mother; like throwing bricks at the native father, spewing at him idiotically-vile abuse. It diligently prepared to hard labor, another prepares to university, and that, that he did not get there, Pedagogy is the greatest paradox.
Old family tradition demanded of him this career. Among his closest relatives, he could proudly call several professors stabbing, arsonists, thugs and murderers. Both of his maternal uncle, - Uncle Yasha and Misha, - the two before his death, nailed their wives, each one, and the other two, pushed his wife into a hole, killed his friend Gypsy - and was not killed with an ax, and cross!
Cross, as the murder weapon, - this Golgotha ​​met Gorky, when he was not yet eight years. At ten he himself knew, that is to grab a knife and in a rage to rush with a knife on a man. he saw, his own mother beaten in the chest with his boot despicable, men's long leg. His grandmother he saw bloody, ff were from lunch to dinner, broke her hand, smashed her head, and both his grandfather so fiercely tortured people, that one of them were exiled to Siberia.
Who among Russian famous writers could say about myself: "I was a thief"? But Gorky was a child sniskival currently stealing food. "We have developed a number of techniques currently, successfully assist us in this matter ", - he says of himself and his comrades.
Of his comrades only one averse to the profession, Uncle Peter Church robbed, Roma women kidnapped in the bazaar provisions, ligature, Kostroma and wood pigeon stole poles and tos. Gorky made a specialty of stealing church prosphoras.
Later, as a teenager, he served in a shoe store, he inspired and unctuously ingratiating:
- Would you, cheloveche God, stole my clogs, but? Steal, but?
And when he entered the icon-painting workshop, he stole the icon and the Psalter .
Until now, we thought, that middle-class life - a hopeless boredom and only: fleas, cakes with carrots, Ikot, waste; but it turns out, this life (by Gorky) have boiling fierce passions, bloody tragedy, continuous war. How about the usual, He casually tells us that, that one of his neighbors every day, sat by the window and fired a gun at passersby. When Gorky grew, some hunter stabbed him in the right side of the body twenty-seven pieces bekasinoy shot - great live, for no reason, rhyme or reason! His whole book is full of wild cries: "Smashed on the stove!», "I'll kill u!», "Still a stone on the head with something rotten!»
Not, It does not look like "Childhood" Gorky's "Childhood" Tolstoy! Ever for a school essay topic will be offered in schools: a comparative analysis of both "Childhood" and high-school students will prove victorious, Manors that childhood was better than grimy. After all, by minor Tolstoy did not carry people in chains executed in the nearest area, after Tolstoy's not pinpointing unconscious, because the house, where Tolstoy lived eight, not side by side with the house of tolerance. Because Tolstoy exclaimed:
- "Happy, happy, irreversible time of childhood! How not to love, not cherish the memories of her!»
A martyr grimy pedagogy does not repeat these words. "Similarly, the skin flayed me with the heart" - that was his childlike sense. Scalded with boiling water heart.
This wicked war of all not destroyed Gorky all, but tempered his. Thanks to her, he became a fighter. AND, when I read in his autobiographical book, he smeared his hated stepfather seat of the chair glue; in cap hated Uncle Peter, he poured caustic pepper, so that he sneezed for an hour; as, avenging the insult to her grandmother, He stole his grandfather and calendar, cut them into small pieces, shaved his head at Saints, though he knew, that for it to be a cruel punishment, - when I read about such small buntikah small Gorky, I feel, it is - a prophecy of the future indomitable bully:

You, a life, appointed for battle!
You, a heart, thirsty storms!

Try four Gorky locked in a cabin with a key. He grabbed a bottle of milk and hit a bottle on the door! Glass on iron! Nothing, that shattered bottle, and milk natechet boots.
Obstinacy was its main feature. An old woman told him over dinner: 'Brother, Aleshenka, why are you in such a hurry to eat, - and such large pieces!"It took mouth piece, again I put it on a fork and held it: "Take, cars shame!»
A teacher at the school told: "You, brother, not shout, I am not afraid of you!»
In "Childhood" about such exploits is narrated frequently: slightly, eg, Gorky saw little, that five burly burghers piled on top of one man and tear him, dogs dog, he immediately to the entire cloud cobblestones rushed to rescue battered. And when for any faults whipped his mother, he warned her quietly and firmly, what, If the problem persists, He bit her hand, escape in the icy field and there freezes, - dies, and will not give up.
Here it is manifested when the child is the romance of the storm and riot, and horkovschyna, which later, In pre-revolutionary time, created in our literature era.
Bitter - almost from the cradle roughneck, and "Childhood" is an extensive catalog of his rampage: it breaks grandfathers wooden spoon, the prohibition in the cellar of a woman-offender, it will throw in a huge man with brick:

ABOUT, battle happiness!
Madness of the brave -
That is the wisdom of life!

Even running barefoot on a rope, Gorky understood, that in the battle - happiness. No wonder it is so drawn to the boy soldiers. Him and now, in his old, fun to remember his childhood battle:
"The boys from the ravine began to throw stones at me. I am happy to answer them in the same "…
"It was good to fight one against many"…
"The fight was a favorite and the only pleasure my"…
So small street fights was prepared by this great fighter. Rozhamy, fists and stones created from it petrel.
And it is wonderful, that most of his fights have been jousting. Almost all - in the protection of human. Very rarely - for no reason, all of a sudden - the boy spit on his bald head man, and more often - he is the defender of offended. His motto is - resistance to evil. For any offense - currently there, Do other - it is in the "Childhood" meets insult, wanting neither to forgive, nor reconciled.

II

Although the "childhood" is portrayed as murders and abominations, this, in fact, funny book. The least bitter whining and complaining. Despite its boring-violent life, People for him funny, entertaining, picturesque, curious, whimsical, and each of "childhood" page hear the word gay:
- forgive you, lyudyshky, earthly creation, all is forgiven, living Boyko! Excellent position to be a man on earth! lovely you, purple devils!
And it is written, "Childhood" fun, cheerful colors. Everything in this book is fine, difficult, lucky, cunningly, sonorously. Each letter - elegant, each page - with a twist. No sluggish or dead word. Never before has the bitter did not write so easily and freely. Finally, he created something worthy of his immense poetic power. AND, although in his collected works "Childhood" is the twentieth book, but for those who love art - it is - the first. Previous nineteen volumes - a stage here, in this book. In Russia, there was no memories, that would have been written so brilliantly; Each chapter is a separate story, completely finished, each episode dramatized, brought up to the highest effektnosti, - though now in the cinema, on the screen! Fun run one after the other nimble, pretty cupola, tumbling and playing leapfrog. And what energetic painting: a whole bunch of fellows Bitter sculpts, just zabavlyayasy; four stroke - and ready, brush and so she walks by his motley canvas, and he could hardly keep up with her, and with a cheerful surprise watches, What fun he goes panorama. That's the real word: view. Bitter recently became panoramistom decorator - from that time, he "Confession" wrote. And in the "Confessions", and "Township Okurov", and "Kozhemyakin" - everywhere diversity and breadth of the panorama, a lot of fun, written parties, temperamental scope composition, the brightest colors; but I never felt so confident, relaxed and merry brush, as in childhood". In "Childhood" on each page much, that pleases his skill masters. This joy is the master and transferred us.
Wonderful, how old age was drawn to Gorky paints. In his first books he - singer (more often!) speaker, and in his last - painter. his eyes became insatiable, vigilantly and I saw the world as amazing colors, which did not dream that, who recited the "Song of the Falcon".
But whence this joyful painting? Is it possible to be happy, telling, how to hurt and maim? Gorky himself explains his joy hopes for a better future. In the story "Childhood" he writes:
"Not only the amazing life of our, that there are so prolific and greasy layer of any beastly stuff, but the, that still sprout triumphantly bright through this layer, healthy and creative, exciting invincible hope for the revival of our life in light, human ".
More recently, the hope of "rebirth to our light and human life 'is increasingly manifested in the works of Gorky. Let speck of dust to the dust particle, but the magical realm to build a happy. And it is important to Gorky: people to become happy, that women are not kicked in the stomach, to avoid throwing bricks at fathers, to not tortured children. In "Childhood" he asked his grandmother:
- small always hit?
And my grandmother said calmly:
- Is always.
She even could not imagine, that there is so little, which do not beat. A bitter and only about dreams, to quickly ended this bestial life and the beginning of human. And the animal must necessarily end, run out of all these "leaden abominations", because, as he writes in "Childhood", "Russian people are so more healthy and young soul, that overcomes and will overcome them ".
before, dreaming of the happiness of the people, Gorky praised anarchic rebellion, but now, after that, he debunked Chelkash, he believes no longer in rebel, but an employee. Finalize humanity - to happiness. The humanity he sees a happy gang of builders of the planetary future . And since all his faith, he loves to express aphorisms, now his book is full of aphorisms, which is famous for the work:
- Any work - prayer Future.
- The working people of the land is the only source of deification.
- People are dying, and their works are.
- Acts - the beginning of all beginnings.
- The work is always worth more than money.
- Man - worker worldwide.
Work will save the world. Whatever you create for yourself, you create for me and for all. Here frankpledge World, choral work. working, you enrichest universe.
In his famous article, "Two Souls" Bitter brands east, Asian soul for, that the eastern soul pathos unknown acts, foreign construction happiness and creativity, and which he lavishes praise to the western European soul for, it - soul-busybody, soul-creatrix! And everywhere, even in the "Italian Fairy Tales", embedded in his Hymn to Labor:
"It was the work, my job, holy work, signor, I tell you, Yes!"- boasts an Italian worker in his fairy tale" The Tunnel ". This worker fell to great happiness: He dug with other Simplon Tunnel, he won his job invincible mountain, and the memory of this work fills him with joy and pride:
"When, finally, collapsing the reservoir rock and in the hole flashed red fire plume and someone black, drenched with tears of joy, and then the face, and even torches and faces, and rattling cries of victory, shouts of joy - oh, This is the best day of my life, and, remembering his, I feel: not, I have not lived in vain!.. And when we came out of the ground in the sun, many, lying on a pile of earth, kissed her, It is crying - and it was so good, how good tale! Yes, kissing conquered Mount, I kissed the ground - in the day and close and clear it became to me, signor, and I loved it, as a woman… Of course, I went to my father, о, Yes! I went to his grave, He tapped his foot on the ground and said,, he wanted it:
- Father, - made! - I said. - People - won. done, father!»
Most involved in this work - to Gorky unforgettable joy. How about the bright holiday spirit he remembers about the difficult and painful night, when the Volga loaders, and it including, unloaded near Kazan sunken barge.
"We worked so, like hungry Labor, as if the long-awaited fun throwing from hand to hand bags chetyrehpudovye, worn with bales on their backs. worked, play, with spring enthusiasm of children, with the drunken joy to do, sweeter which only embraces a woman… I have lived in this night of joy, I have not tested. Soul illumined desire to live life in this half-mad excited about doing… Hugging and kissing like those two-legged beasts, so smart and clever in, so selflessly carried away by it " .
Gorky was the first Russian writers so religiously believed in the work. Only a poet-shop, son and grandson Burlaka artisan could make our Russian books such unprecedented topic. Before him, only poetry was not doing in our books and Souls. is he, the only artist in Russia, before everyone was delighted at the thought of, that mankind team of multi-million dollar suit for themselves your planet, rebuilds his hell in paradise.

working, we build for posterity Crystal Palace, where there will be no love interest, us go down, —
Neither beskrestnyh graves, neither slave.

All the pathos of poetry Gorky - in the care of such a happy future. Gorky did not God-seeker, not truth-seeker, it is only a seeker of happiness: Fortunately for him more truth, svyatee God, - and if God does not give happiness to mankind, Bitter zabrakuet such nykchemnoho God. And if the truth does not give happiness to mankind, let him live a lie! When the wicked Luke in his play "The Lower Depths" the most shameless lies made happy for a minute people, Gorky gave him his blessing: what you want, Only make happy and glad tidings!
Recently, this wicked Luke reappeared on his page in the story "Uteshenishko little people" and again, out of pity for the people, fraudulently to fool them, to give them if not happiness, then at least a respite in misery: I gave them some fool for a righteous and God-bearing prophet, because, - as he explains himself, - "it's still a little people uteshenishko, sometimes feel sorry for them; very mayatno live, very bitter. A lived-were-bitch bastards, a Nazi righteous ".

III

When Gorky was twenty years, He composed a poem in prose and verse, "The Song of the old oak tree".
This "Song", on the current sense of Gorky, It was sufficiently bad, but then he was convinced, what, people should read it, and they immediately build their lives in a new way:
"I was convinced, - he wrote, - that good of humanity, I read my poem, positively astonished before the novelty of the whole, I told him, true story of my shake the hearts of all the inhabitants of the earth, and immediately after that leaped honest, pure, happy life, - and more besides that I do not want to " .
Since that time has passed for thirty years or more, but Gorky and now has not changed. Each of his work only after written, to transform mankind. Bitter, when he writes,, firmly believes, what, people should read "Kozhemyakin" or "Spouses Orlov", - and leaped honest, pure, happy life. In addition, and more than that he did not wish to.
sorry for the people; people live poorly; must, to live better, - this is the only motive of simple stories, novels, poems and plays of Gorky, repeating the farther, more often.
First Bitter was ruthless writer. But before the revolution he began to preach pity. In his last words of the book pity at every step, so even strange to read. contrary credibility, if agreed in advance, all new characters, one by one of Gorky stubbornly repeat the word sorry, Bitter and does not allow them to get away from the page, as long as they do not say a word. In the end, the repetitive demonstration of compassion seem quite deliberately; But it is remarkable that the stubborn persistence, which demonstrates the bitter shame. During the war, he published a continuation of "Childhood", autobiographical novel "People", and there is in almost every chapter speaks about the pity.
Here Pasha Odintsov, Bogomaz, round-teen, She is lying on the floor and crying:
- What are you?
- I feel sorry for all to death… What a pity to me of all, господи! ("In people", see. XIV).
Here grandmother Bitter - roams the woods with him and said, word for word:
- How do people think about something, so I will feel sorry for all (see. WE).
Here Smouri, cook, sitting at the stern of the steamer and said word for word:
- I feel sorry for you… and all it is a pity… (see. V).
Tatyana in "The Woman" also says word for word:
- Lord, sorry for all, All a life naskroz, of all the people!
And humpback Yudin to sketch Gorky's "The Book":
- What a pity all!.. What a pity people!
And Paul, in "Mother" novel:
- Sorry for all.
And in the novel "Confession" - Matthew:
- It's a pity I was all.
- I feel sorry for the people, countless lost a lot of his vain! - Silant'ev says in the story "The Gorge".
And a great fishing line in his essay "The Caretaker," insists:
- I feel sorry for you… Oh, I'm sorry for all .
Nine people were word for word: sorry for all . Not that, that they felt sorry for one or two, - not, sorry for them all, they regret the whole world . In common is a very rare feeling - compassion for the world, to all mankind; pity commoner concrete: to this or to that suffering - suffering today, before his eyes. But Gorky's heroes repeated one after the other, that they feel sorry for all, the whole universe . In the special moments of their life spans their delight humanity, when they like soraspinayutsya world.
Gorky so expensive these words: sorry for all, that it is not in every mouth puts them, but only add to favorites, in the best, in the mouth of your favorite characters. At the same time, he sees the highest beauty of their, - in, they sit, talk, but suddenly shone over, unbearable love for all. Gorky in his novel "People" and ascribes to himself the same sudden inspiration mercy for all mankind.
"I felt a painful tide of self-pity, and to all the people", - he says in the tenth chapter and with great monotony of multiple points, that in his youth, happened, someone or meet, and regrets that, to the brim filled with pity. And when, in the first chapter of this story, he met some Sasha, he wrote about it:
"Sasha things caused in me a sense of lingering pity".
When in the second chapter of his street appeared Kostroma friend, he wrote about that:
"I was… sorry Kostroma ".

Most read verses Chukovsky:


All poetry (content alphabetically)

Leave a Reply

ПЕРВАЯ

I

Неужели молодость Горького и вправду была так мучительна? Когда читаешь его книгу «Детство», кажется, что читаешь о каторге: столько там драк, зуботычин, убийств. Воры и убийцы окружали его колыбель, и, право, не их вина, если он не пошел их путем. Они усердно посвящали ребенка во все тайны своего ремесла — хулиганства, озорства, членовредительства. Упрекнуть их в нерадении нельзя: курс был систематический и полный, метод обучения — наглядный. Мальчику показывали изо дня в день развороченные черепа и раздробленные скулы. Ему показывали, как в голову женщины вбивать острые железные шпильки, как напяливать на палец слепому докрасна накаленный наперсток; как калечить дубиной родную мать; как швырять в родного отца кирпичами, изрыгая на него идиотски-гнусную ругань. Его рачительно готовили в каторгу, как других готовят в университет, и то, что он туда не попал, есть величайший парадокс педагогики.
Старинные семейные традиции требовали от него этой карьеры. Среди самых близких своих родных он мог бы с гордостью назвать нескольких профессоров поножовщины, поджигателей, громил и убийц. Оба его дяди по матери, — дядя Яша и дядя Миша, — оба до смерти заколотили своих жен, один одну, а другой двух, столкнули жену его в прорубь, убили его друга Цыганка — и убили не топором, а крестом!
Крест, как орудие убийства, — с этой Голгофой познакомился Горький, когда ему еще не было восьми лет. В десять он и сам уже знал, что такое схватить в ярости нож и кинуться с ножом на человека. Он видел, как его родную мать била в грудь сапогом подлая, длинная мужская нога. Свою бабушку он видел окровавленной, ее били от обедни до вечера, сломали ей руку, проломили ей голову, а оба его деда так свирепо истязали людей, что одного из них сослали в Сибирь.
Кто из русских знаменитых писателей мог бы сказать о себе: «я был вором»? А Горький еще в детстве снискивал себе воровством пропитание. «Мы выработали себе ряд приемов, успешно облегчавших нам это дело», — вспоминает он о себе и товарищах.
Из его товарищей только один чуждался этой профессии, а дядя Петр обкрадывал церкви, Цыганок похищал на базаре провизию, Вязь, Кострома и Вяхирь воровали жерди и тёс. Горький сделал своей специальностью похищение церковных просфор.
Позже, когда подростком он служил в башмачном магазине, ему внушали елейно и вкрадчиво:
— Ты бы, человече божий, украл мне калошки, а? Украдь, а?
А когда он поступил в иконописную мастерскую, он украл икону и псалтырь .
До сих пор мы думали, что мещанская жизнь — это беспросветная скука и только: блохи, пироги с морковью, икота, угар; но оказывается, эта жизнь (по Горькому) есть кипение лютых страстей, кровавые трагедии, сплошная война. Как о самом обычном, он мимоходом повествует о том, что один из его соседей каждый день садился у окна и палил из ружья в прохожих. А когда Горький вырос, какой-то охотник всадил ему в правую сторону тела двадцать семь штук бекасиной дроби — здорово живешь, ни с того, ни с сего! Вся его книга полна дикими воплями: «Расшибу об печку!», «Убью-у!», «Еще бы камнем по гнилой-то башке!»
Нет, не похоже «Детство» Горького на «Детство» Толстого! Когда-нибудь для школьных сочинений будет предлагаться в школах тема: сравнительный разбор обоих «Детств» и гимназисты победоносно докажут, что усадебное детство было лучше чумазого. Ведь мимо малолетнего Толстого не возили людей в цепях казнить на ближайшей площади, ведь Толстого не засекали до потери сознания, ведь дом, где жил восьмилетний Толстой, не соседствовал с домом терпимости. Потому Толстой и воскликнул:
— «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней!»
А мученик чумазой педагогики уже не повторит этих слов. «Точно кожу содрали мне с сердца» — таково было его детское чувство. Ошпаривали сердце кипятком.
Эта злая война всех со всеми не погубила Горького, но закалила его. Благодаря ей он сделался бойцом. И, когда я читаю в его автобиографической книжке, как он намазал своему ненавистному вотчиму сиденье стула клеем; как в шапку ненавистному дяде Петру он насыпал едкого перцу, чтобы тот чихал целый час; как, мстя за оскорбление бабушки, он выкрал у деда святцы и, разрезав их на мелкие клочки, остриг у святителей головы, хоть и знал, что за это будет жестокая казнь, — когда я читаю о таких маленьких бунтиках маленького Горького, я чувствую, что это — пророчество о будущем неукротимом забияке:

Ты, жизнь, назначенная к бою!
Ты, сердце, жаждущее бурь!

Попробуйте четырехлетнего Горького запереть в каюте на ключ. Он схватит бутылку с молоком и ударит бутылкой по двери! Стеклом по железу! Ничего, что бутылка вдребезги, а молоко натечет в сапоги.
Строптивость была его главной чертой. Какая-то старуха сказала ему за обедом: «Ах, Алешенька, зачем ты так торопишься кушать, — и такие большие куски!» Он вынул кусок изо рта, снова надел его на вилку и протянул ей: «Возьмите, коли жалко!»
А учителю в школе сказал: «Ты, брат, не кричи, я тебя не боюсь!»
В «Детстве» о таких подвигах повествуется часто: чуть, например, маленький Горький увидел, что пятеро здоровенных мещан навалились на одного мужика и рвут его, как собаки собаку, он тотчас же с целой тучей булыжников бросился выручать избиваемого. А когда за какие-то провинности мать отхлестала его, он предупредил ее спокойно и твердо, что, если это повторится, он укусит ей руку, убежит в оледенелое поле и там замерзнет, — умрет, а не сдастся.
Вот еще когда проявилась в ребенке та романтика бури и бунта, та горьковщина, которая впоследствии, в предреволюционную пору, создала в нашей литературе эпоху.
Горький — чуть не с колыбели буян, и в «Детстве» приводится обширный каталог его буйств: то он сломает дедову деревянную ложку, то запрет в погребе бабу-обидчицу, то швырнет в огромного мужика кирпичом:

О, счастье битвы!
Безумство храбрых —
Вот мудрость жизни!

Еще бегая босиком по Канатной, Горький понял, что в битве — счастье. Недаром его мальчиком так тянуло в солдаты. Ему и теперь, на старости, весело вспоминать свои детские битвы:
«Мальчишки из оврага начинали метать в меня камнями. Я с удовольствием отвечал им тем же»…
«Было приятно отбиваться одному против многих»…
«Драка была любимым и единственным наслаждением моим»…
Так маленькими уличными драками подготовлялся этот великий драчун. Розгами, кулаками и камнями создавали из него буревестника.
И замечательно, что большинство его драк были рыцарские. Почти все — в защиту человека. Редко-редко — ни с того, ни с сего — мальчик плюнет человеку на лысину, а чаще — он защитник обиженных. Его девиз — противление злу. За всякую обиду — себе ли, другим ли — он в «Детстве» отвечает обидой, не желая ни прощать, ни примиряться.

II

Хотя в «Детстве» изображается столько убийств и мерзостей, это, в сущности, веселая книга. Меньше всего Горький хнычет и жалуется. Несмотря на всю свою скучно-жестокую жизнь, люди для него забавны, занятны, живописны, любопытны, причудливы, и на каждой странице «Детства» слышатся веселые слова:
— Прощается вам, людишки, земная тварь, все прощается, живите бойко! Превосходная должность быть на земле человеком! Милые вы, черти лиловые!
И написано «Детство» весело, веселыми красками. Все в этой книге ладно, складно, удачливо, ловко, звонко. Каждая буква — нарядная, каждая страница — с изюминкой. Ни одного вялого или мертвого слова. Никогда еще Горький не писал так легко и свободно. Наконец-то он создал нечто достойное его огромных поэтических сил. И, хотя в собрании его сочинений «Детство» уже двадцатая книга, но для любящих искусство — она — первая. Предыдущие девятнадцать томов — лишь ступени сюда, в эту книгу. В России еще не было воспоминаний, которые были бы написаны так виртуозно; каждая глава есть отдельный рассказ, совершенно законченный, каждый эпизод драматизирован, доведен до высшей эффектности, — хоть сейчас в кинематограф, на экран! Весело бегут друг за дружкой шустрые, хорошенькие главки, кувыркаясь и играя в чехарду. И какая энергическая живопись: целую кучу людишек Горький лепит, точно забавляясь; четыре мазка — и готово, кисть так сама и гуляет по пестрому его полотну, а он еле поспевает за нею и с веселым удивлением следит, какая забавная выходит у него панорама. Вот настоящее слово: панорама. Горький с недавнего времени стал панорамистом-декоратором — с той поры, как написал он «Исповедь». И в «Исповеди», и в «Городке Окурове», и в «Кожемякине» — всюду пестрота и широта панорамы, множество весело-написанных лиц, темпераментный размах композиции, самые яркие краски; но нигде не чувствовалось такой уверенной, непринужденной и веселящейся кисти, как в «Детстве». В «Детстве» на каждой странице заметно, что радует мастера его мастерство. Эта радость мастера передается и нам.
Замечательно, как на старости лет Горького потянуло к краскам. В первых своих книгах он — певец и (чаще всего!) оратор, а в своих последних — живописец. Глаз его стал ненасытнее, зорче и увидел в мире столько изумительных красок, какие и не снились тому, кто декламировал «Песню о Соколе».
Но откуда эта радостная живопись? Можно ли радоваться, рассказывая, как обижают и калечат людей? Сам Горький объясняет свою радость надеждами на лучшее будущее. В повести «Детство» он пишет:
«Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».
В последнее время эта надежда на «возрождение наше к жизни светлой и человеческой» все чаще сказывается в произведениях Горького. Пусть пылинка к пылинке, но строится волшебное царство счастливых. А это для Горького главное: чтобы люди стали счастливы, чтобы женщин не били ногами в живот, чтобы не швыряли в отцов кирпичами, чтобы не истязали детей. В «Детстве» он спросил у своей бабушки:
— Маленьких всегда бьют?
И бабушка спокойно ответила:
— Всегда.
Она даже и представить себе не могла, что есть такие маленькие, которых не бьют. А Горький только о том и мечтает, чтобы поскорее кончилась эта звериная жизнь и началась человеческая. И звериная непременно кончится, кончатся все эти «свинцовые мерзости», потому что, как пишет он в «Детстве», «русский человек настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их».
Прежде, мечтая о счастье людей, Горький славил анархический бунт, но теперь, после того, как он развенчал Челкаша, он верит уже не в бунтаря, но в работника. Доработается человечество — до счастья. В человечестве он видит артель строителей счастливого планетарного будущего . И так как всякую свою веру он любит выражать афоризмами, то теперь его книга полна афоризмов, которые славят работу:
— Всякая работа — молитва Будущему.
— Рабочий народ земли единственный источник боготворчества.
— Люди умирают, а дела их остаются.
— Деяние — начало всех начал.
— Работа всегда дороже денег.
— Человек — работник всему миру.
Работой спасется мир. Что бы ты ни создавал для себя, ты создаешь для меня и для всех. Здесь круговая порука всемирного, хорового труда. Работая, ты обогащаешь вселенную.
В своей знаменитой статье «Две Души» Горький клеймит восточную, азиатскую душу за то, что восточной душе неведом пафос деяния, чуждо счастье строительства и творчества, и какие он расточает хвалы западной европейской душе за то, что она — душа-хлопотунья, душа-созидательница! И всюду, даже в «Итальянские Сказки», вкраплены у него гимны труду:
«Была работа, моя работа, святая работа, синьор, говорю я вам, да!» — похваляется итальянский рабочий в его сказке «Тоннель». Этому рабочему выпало на долю великое счастье: он рыл вместе с другими Симплонский тоннель, он победил своей работой непобедимую гору, и воспоминание об этой работе наполняет его радостью и гордостью:
«Когда, наконец, рушился пласт породы и в отверстии засверкал красный огонь факела и чье-то черное, облитое слезами радости и потом лицо, и еще факелы и лица, и загремели крики победы, крики радости — ой, это лучший день моей жизни, и, вспоминая его, я чувствую: нет, я не даром жил!.. И когда мы вышли из-под земли на солнце, то многие, ложась на землю грудью, целовали ее, плакали — и это было так хорошо, как хороша сказка! Да, целовали побежденную гору, целовали землю — в тот день особенно близка и понятна стала она мне, синьор, и полюбил я ее, как женщину… Конечно, я пошел к отцу, о, да! Я пошел к нему на могилу, постучал о землю ногой и сказал, как он желал этого:
— Отец, — сделано! — сказал я. — Люди — победили. Сделано, отец!»
Самому участвовать в этой работе — для Горького незабываемая радость. Как о светлом празднике духа вспоминает он о той трудной и мучительной ночи, когда волжские грузчики, и он в том числе, разгружали под Казанью затонувшую баржу.
«Работали так, как будто изголодались о труде, как будто давно ожидали удовольствия швырять с рук на руки четырехпудовые мешки, носиться с тюками на спине. Работали, играя, с весенним увлечением детей, с той пьяной радостью делать, слаще которой только объятия женщины… Я жил в эту ночь в радости, не испытанной мною. Душу озаряло желание прожить всю жизнь в этом полубезумном восторге делания… Обнимать и целовать хотелось этих двуногих зверей, столь умных и ловких в работе, так самозабвенно увлеченных ею» .
Горький первый из русских писателей так религиозно уверовал в труд. Только поэт-цеховой, сын мастерового и внук бурлака мог внести в наши русские книги такую небывалую тему. До него лишь поэзия неделания была в наших книгах и Душах. Он, единственный художник в России, раньше всех обрадовался при мысли о том, что человечество многомиллионной артелью устраивает для себя свою планету, перестраивает свое пекло в рай.

Работая, мы строим хрустальный дворец для потомства, где не будет ни воздыханий, ни слез, —
Ни бескрестных могил, ни рабов.

Весь пафос поэзии Горького — в заботе о таком счастливом будущем. Горький не богоискатель, не правдоискатель, он только искатель счастья: счастье для него дороже правды, святее Бога, — и если Бог не даст человечеству счастья, Горький забракует такого никчемного Бога. И если правда не даст человечеству счастья, то да здравствует ложь! Когда лукавый Лука в его пьесе «На дне» самым беспардонным враньем осчастливил на минуту людей, Горький дал ему свое благословение: чем хочешь, только осчастливь и обрадуй!
Недавно этот лукавый Лука снова появился у него на страницах в рассказе «Утешеньишко людишкам» и снова, из жалости к людям, мошеннически обморочил их, чтобы дать им если не счастье, то хоть передышку в несчастьях: выдал им какого-то дурачка за праведника и богоносного пророка, потому что, — как поясняет он сам, — «это все-таки утешеньишко людишкам, иной раз жалко их; очень маятно живут, очень горько. А то жили-были стервы-подлецы, а нажили праведника».

III

Когда Горькому было лет двадцать, он сочинил поэму в прозе и стихах «Песнь старого дуба».
Эта «Песнь», по нынешнему ощущению Горького, была в достаточной мере плохая, но тогда он был убежден, что, стоит людям прочитать ее, и они тотчас же построят свою жизнь по-новому:
«Я был убежден, — пишет он, — что грамотное человечество, прочитав мою поэму, благотворно изумится пред новизною всего, что я поведал ему, правда повести моей сотрясет сердца всех живущих на земле, и тотчас же после этого взыграет честная, чистая, веселая жизнь, — кроме и больше этого я ничего не желал» .
С той поры прошло лет тридцать или больше, но Горький и теперь не изменился. Каждое его произведение только затем и написано, чтобы преобразовать человечество. Горький, когда пишет, твердо верит, что, стоит людям прочитать «Кожемякина» или «Супругов Орловых», — и взыграет честная, чистая, веселая жизнь. Кроме и больше этого он ничего не желает.
Жалко людей; люди живут плохо; надо, чтобы они жили лучше, — таков единственный незамысловатый мотив всех рассказов, романов, стихотворений и пьес Горького, повторяющийся чем дальше, тем чаще.
Прежде Горький был писатель безжалостный. Но перед революцией он стал проповедовать жалость. В его последних книгах слово жалко на каждом шагу, так что даже странно читать. Вопреки правдоподобию, словно сговорившись заранее, все новые персонажи Горького один за другим упорно повторяют слово жалко, и Горький не дает им уйти со страницы, покуда они этого слова не скажут. В конце концов эти однообразные демонстрации жалости кажутся весьма нарочитыми; но замечательна та упрямая настойчивость, с которой Горький демонстрирует жалость. Во время войны он напечатал продолжение «Детства», автобиографическую повесть «В людях», и там чуть не в каждой главе говорится об этой жалости.
Вот Пашка Одинцов, богомаз, круглоголовый подросток, лежит на полу и плачет:
— Ты что?
— Жалко мне всех до смерти… До чего же мне жалко всех, господи! («В людях», гл. XIV).
Вот бабушка Горького — бродит с ним по лесу и говорит слово в слово:
— Как подумаешь про людей-то, так станет жалко всех (гл. VI).
Вот Смурый, повар, сидит на корме парохода и говорит слово в слово:
— Жалко мне тебя… и всех жалко… (гл. V).
И Татьяна в рассказе «Женщина» тоже говорит слово в слово:
— Господи, жалко всех, всю-то жизнь наскрозь, всех людей!
И горбатый Юдин в очерке Горького «Книга»:
— Как жалко всех!.. Как жалко людей!
И Павел в романе «Мать»:
— Жалко всех.
И в романе «Исповедь» — Матвей:
— Жалко мне стало всех.
— Мне народ жалко, бесчисленно много пропадает его зря! — говорит Силантьев в рассказе «В ущелье».
И прекрасная Леска в очерке «Сторож» твердит:
— Жалко мне тебя… Ой, всех жалко мне .
Девять человек слово в слово: жалко всех . Не то, чтобы им было жалко одного или двух, — нет, им жалко всех, они жалеют весь мир . В простонародьи это очень редкое чувство — сострадание к миру, ко всему человечеству; жалость простолюдина конкретна: к тому или к этому страдающему — страдающему сейчас, у него перед глазами. Но герои Горького повторяют один за другим, что им жалко всех, всю вселенную . В особые мгновения их жизни их охватывает восторг человеколюбия, когда они словно сораспинаются миру.
Горькому так дороги эти слова: жалко всех, что он не во всякие уста их влагает, а только в избранные, в самые лучшие, в уста своих любимых героев. В этом он видит высшую их красоту, — в том, что они сидят, разговаривают, да вдруг и просияют чрезмерной, невыносимой любовью ко всем. Горький в своей повести «В людях» приписывает и себе такие же внезапные вдохновения жалости ко всему человечеству.
«Я испытывал мучительные приливы жалости к себе и ко всем людям», — говорит он в десятой главе и с большим однообразием многократно указывает, что в юности, бывало, кого ни встретит, того и жалеет, до краев наполняется жалостью. И когда в первой главе этой повести он встретил какого-то Сашу, он написал про него:
«Сашины вещи вызвали во мне чувство томительной жалости».
Когда во второй главе появился его уличный друг Кострома, он и про того написал:
«Мне стало… жалко Кострому».




Все стихи (содержание по алфавиту)
Поделитесь:
Группа ВКонтакте: